Президентский ФМЛ 239
6−1
2018−2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
«Алые паруса»
Корабль «Алые паруса» в школьном музее:
история одноименного клуба
Гимн клуба «Алые паруса»
Мы родились из сказок Грина.
Они учили нас дерзать.
Мы в экипаже Бригантины
И мчим на алых парусах.
Романтика не тянет грузом.
Антимиры нас в путь зовут.
От Зурбагана до Тарусы
Давно открыли мы маршрут.
Мы, право, дерзкие натуры.
И, слыша «зовы новых губ»,
Играть умеем мы ноктюрны
На флейтах водосточных труб.
Стихи Владимира Иванова (выпуск 1963 года)
Ю. Максимов
Попутного ветра!
Рассказывают члены клуба «Алые паруса». Конечно, сначала надо представиться:
 — Здравствуйте. Мы литературный клуб «Алые паруса» 239-й школы Ленинграда. Редакция «Юности» попросила нас рассказать о себе. И вот мы спорим: о чем нам писать?
 — Я бы прежде всего объяснил, почему наш клуб называется «Алые паруса», — говорит капитан клуба Женя Друбецкой.— Об этом сказано у нас в манифесте: «Алые паруса… Наверное, каждому снились они, наверное, каждый мысленно стоял у штурвала алого фрегата, вспоминая гриновскую сказку. На нём постоянно работают ученики — не мудрено, что у него что-то ломается.


И для того, чтобы она никогда не умирала, вселяя в сердца людей большую, настоящую тревогу, мы создали наш клуб. Мы зовем к себе тех, кто любит людей и книги, дороги и море. Тех, кто любит Землю. Тех, кто любит Поэзию. Тех, кто умеет спорить. Тех, кто умеет мечтать. Алый цвет — цвет нашего полного романтики времени. Мы за вечное беспокойство сердца, за поднятые тугие паруса.
Мы родились из сказок Грина.
Они учили нас дерзать.
Мы в экипаже Бригантины
И мчим на алых парусах…
 — Итак, вы уже знаете, что у нас, как в каждом экипаже, есть капитан.— Это вступает в разговор старпом Саша Зильберглейт.— И, как у всякого капитана, у него есть кортик — символ капитанской власти. В день рождения
клуба, когда «Алые паруса» отплывают в свой следующий год (а мы уже в пути третий год), прежний капитан передает кортик новому. Принимая кортик, новый капитан клянется «вести Бригантину по бурному морю жизни и искусства, не страшась мелей и рифов», клянется «крепко держать штурвал, чтобы никогда не повисли алые паруса». Есть у нас также испытанный лоцман — учительница литературы Ида Ильинична Славина. И об этом, я думаю, нужно тоже рассказать в статье.
— И еще о том, что наш клуб не для каких-то литературных сверхталантов, а для всех, кто просто любит искусство, литературу и кто делает в них свои первые шаги, — говорит Наташа Большакова, наш художник.— Да, многих из тех, кто создавал клуб, уже нет в школе, но они с нами. Ведь их стихи, рассказы, повести печатаются в нашем альманахе, их письма летят к нам со всех уголков страны. А в день рождения клуба мы собираемся все вместе, и «старички» рассказывают. Письма… Они приведут нас в далекий Владивосток, где сейчас живет Володя Медведев. На далеком Севере строит новый город Маша Шейкина — командир нашего первого походного отряда. В Риге нас встретит Володя Иванов. Он давно мечтал стать летчиком и сейчас учится в институте ГВФ.
 — Все это так. Ребята, но мы же не сказали еще о литературных «пятницах». А с них, собственно, все и началось! — восклицает Миша Ивашко. — Еще не было клуба, но были любители литературы и искусства, любители споров и обсуждений. И был кабинет литературы, в котором можно было задержаться после уроков, поговорить, поспорить. И самым удобным днем для этого оказалась пятница… А потом, когда уже родился клуб, стали собираться не наспех, после уроков, а вечерами, с предварительной подготовкой. Наши секции — литературная, музыкальная, творческая — готовят каждая свою «пятницу». Предусматривается все — от тематики вечера до оформления помещения.
Бывают «пятницы-встречи», «пятницы-беседы», «пятницы-диспуты».
И каждый раз кабинет литературы преображается. То он превращается в арену для споров: два длинных стола для команд «за» и «против», стол для судей, места для болельщиков. То в театральный зал. То — в кафе поэтов или таверну под поэтическим названием «Дырка в парусе». Сколько интересных людей побывало у нас! Всеволод Рождественский и Лев Успенский, Леонид Борисов и Константин Симонов, молодые поэты Виктор Соснора и Леонид Палей, артисты Ю. Толубеев, И. Горбачев, главный режиссер ТЮЗа 3. Корогодский, композитор Сергей Слонимский — этот список может быть очень большим. Многие из них стали почетными членами клуба, и мы бережно храним письма и книги К. Паустовского, С. Маршака, Вс. Рождественского. И сколько жарких споров,
сколько крайних мнений слышали стены нашего кабинета литературы!
Мишу перебивает Лариса Якушкина:
 — Я недавно в клубе. Хочу сказать, что те, кто приходит на наши «пятницы», недолго остаются просто зрителями и слушателями. Всем находится дело. Я навсегда запомню ту «пятницу», в подготовке которой первый раз приняла
участие. Она была «о людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы». Раньше я и не знала о Павле Когане, Николае Майорове, Василии Кубаневе, Всеволоде Багрицком, Сергее Чекмареве, которые так же, как и мы, стремились идти в жизнь под алыми парусами.
…Погас свет в кабинете. Только светятся на доске слова: «Мы лобастые мальчики невиданной революции». Я очень волновалась, когда вступила в освещенный круг и начала читать теперь дорогие мне стихи Павла Когана. Эту «пятницу» мы потом повторяли на студии телевидения. «Алые паруса» вышли в эфир!
 
— Нет, «пятницы» — это еще не клуб, — как всегда, хором говорят две сестры Рождественские — Таня и Милена. И Таня рассказывает:
 — Клуб родился в походах. Дорога — символ движущегося вперед времени, и вот уже в третий раз мы отправляемся в путь. Мы никогда не забудем нашей первой поездки летом 1962 года в Ясную Поляну и Тарусу. Потому что без яснополянских парков и тарусских дорог в лугах над Окой, без поленовского дома и стихов у памятника Маяковскому в Москве не родилось бы то, что нас объединило, — желание не только принимать, но и отдавать то хорошее, что мы получили. Здесь выросла наша дружба.
А летом 1963 года мы поехали в Пушкинские Горы и Псков. Вспоминаются рощи Михайловского, дорога в Тригорское по берегу озера Маленец, темные аллеи Петровского парка, облака над Соротью и простой мраморный обелиск на могиле поэта у стен Святогорского монастыря… Близится лето, и нас ждет новый путь — в Крым. Мы хотим увидеть городок, где жил и умер человек, придумавший «Алые паруса».
 — Нужно, по-моему, рассказать и о нашем творчестве, — вмешалась Наташа Афанасьева. — Помните плакат: «Алые паруса» приглашают начинающих авторов на чашку кофе". Кабинет литературы превратился в милое, уютное кафе. Лариса Бессекерская, наш первый капитан, представляла поэтов. Каждый открывался по-новому. Помню, Милена Рождественская прочитала свое «Давнее»:
Половодьем пути отрезаны
В город мой, что высок и бел.
Я пишу «чертами» и «резами»
На бересте письмо тебе.
Так мне солнцем и сердцем велено.
Так слова мои говорят.
Я пишу его очень медленно  —
Целых десять веков подряд.
Потом с успехом выступали со своими стихами Додик Раскин, Юра Блатинский, Таня Рождественская, Володя Иванов и другие.


 — Ребята, — говорит снова Женя Друбецкой, — вы не находите, что заметка для «Юности» уже готова? Собственно, каждый сказал то, что считает самым
важным в жизни нашего клуба. И, по-моему, закончить надо куплетом из нашей песни:
…Каждый прожитый год —
Это новых дорог километры.
Всем, кто с нами идет,
Пожелайте попутного ветра.
Сорок лет Клубу, которого вроде бы нет и который вместе с тем жив. Жив, потому что до сих пор хранит тепло сердец, то братство, то единство, которое родилось в Клубе.
Меня спрашивают часто — особенно люди, которые совсем не знают клубного движения: «А как так может получиться, что спустя столько лет общественная организация, даже можно сказать самодеятельная, не имевшая никогда никаких спонсоров, как теперь говорят, больше того, живущая просто на одном голом энтузиазме, — как это может быть, чтобы спустя столько лет она собрала зал?» Я думала над этим секретом. Мне кажется, он — в возможности выхода своего творчества, своей самостоятельности и самодеятельности.
Наш Клуб, как, в сущности, и все клубные движения в стране, родился вовремя. В те самые «оттепельные» годы, которые родили многие надежды. Сейчас стало модным относиться скептически к «шестидесятникам». Они, мол, пустые
мечтатели, романтики. Всё едут и едут «за туманом и за запахом тайги». И наш Клуб вроде родился из сказок Грина. Но я не позволю себе согласиться с этими критиканами. Не будь 60-х с их напором мечты о свободе, с их жаждой не только открыть для себя в искусстве новые миры, но и сбросить тиранию, сковывающую мысли и чувства, не было бы сегодняшнего дня. Клуб дал выход этим возможностям. И он совсем не был только образами и мечтаниями. Я приведу только три примера
того, что оставили мы на Земле после себя. Хотя этих примеров могло бы быть значительно больше.
Город Феодосия и Старый Крым, два музея Александра Степановича Грина и памятник писателю. Вы скажете: «Но ведь это сделали взрослые люди». Да, но начали — мы. Придумали, мечтали, поднимали общественное мнение, писали в газеты и журналы — мы. Представьте себе, это было так! И это совсем не было детской игрой.
Другой пример. Мясной Бор под Ленинградом, страшная
Долина Смерти. Тридцать тысяч не похороненных людей. Замечательный человек, путевой обходчик Николай Иванович Орлов один пытался привлечь к этому общественное внимание. Старшие ребята знают: каждый год поисковые группы вместе с Николаем Ивановичем Орловым отправлялись в Долину Смерти. Мы помогали обрести имя людям, лежавшим там безвестно, погибшим в годы Отечественной. Мы искали могилу Всеволода Багрицкого, сына поэта Эдуарда Багрицкого. И он сам был замечательным, обещающим молодым поэтом. Мы нашли его. Мы помогли ему обрести — он имел на это право — собственный памятник.
А вот уж совсем «из другой оперы». Когда-то на Мойке — теперь это уже ребята 1969 года выпуска — придумали поэтические вторники. Ведь посмотрите, сколько лет прошло, и школа переезжала, а поэтические вторники живут. Ибо настоящее слово — это всегда дело. Это ещё в Библии было сказано. Повторяю, это только три примера.
Наверно потому, что для нас интерес к искусству, интерес к поэзии, живописи, музыке был всегда ещё и отражением желания переустроить жизнь, к нам очень серьёзно относились писатели и деятели искусства. Ведь это к нам впервые пришёл поделиться своими воспоминаниями, тогда ещё не напечатанными, Всеволод Александрович Рождественский. Это он свёл нас с Маршаком, и для нас была открыта его квартира. И тогда, когда он был жив, и после смерти поэта туда приходил его сын
и встречался с нами. Сын его — физик — был редактором академического издания Маршака. А вспомните Театр на Таганке,
в который было не попасть. А ведь Любимов1 в школьные каникулы оставлял нашей походной группе ежедневно 25 контрамарок. А Копелев, который водил нас по Переделкину? А вдова Паустовского, которая, конечно, не пускала в дом экскурсионные группы? И первый раз провела экскурсию по осиротевшему дому для нас, пришедших проститься с замечательным писателем. Можно перечислять, и наверно, сегодня об этом скажут. Это и есть серьёзность замечательной радости и игры одновременно — под именем Клуб. Через наш Клуб прошло более пятисот человек. А наши открытые пятницы собирали огромное количество людей. И я могу только пожелать нынешним учащимся 239-й создать свой Клуб. Не важно, как он будет называться. У нас он назывался «Алые паруса», потому что только что впервые напечатали Грина, потому что символ Алых парусов для нас был обещанием преодоления тревоги.
«Алые паруса… Наверное, каждому снились они. Наверно,
каждый мысленно стоял у штурвала алого фрегата, вспоминая гриновскую сказку. И для того, чтобы она не умирала, вселяя в сердца людей большую, настоящую тревогу, мы создали наш Клуб». Это из Манифеста. Его писали самые первые члены
Клуба — девочки Рождественские, в частности.

Я не знаю, как будет называться ваш Клуб. Но он нужен. Я не знаю другой организации, которая дала бы выход творчеству, самодеятельности, фантазии и которая бы так собрала вместе, соединила, помогла бы по-братски полюбить друг друга, увидеть красоту друг друга, как это делает Клуб.
Сегодня вы, ребята, конечно, вспомните, помянете тех, кто
никогда не сможет прийти на наш праздник. К сожалению, список этот становится большим. Но можете не сомневаться, что все те, кто разбросан сейчас по разным странам и континентам, сегодня, как и я, наденут праздничные одежды, соберутся за столом, если их будет несколько, или в одиночку, поднимут бокал вина, будут сердцем с вами, с нашей Alma Mater.
Что я могу сказать вам ещё? Наверное, то, что любое поэтическое или серьёзное дело любит шутку. Я думаю, что сегодня прозвучит в разных концах Земли песенка, которую придумали на 25-летие Клуба. Помните:
Как дуб, как дуб,
Вечно будет жить наш Клуб.
Как дуб, как дуб,
Крепок наш любимый Клуб!
Он крепок единством, он крепок братством. И закончить мне поэтому хочется словами, как будто для нас написанными нашим великим поэтом:
«Друзья мои, прекрасен наш союз.
Он, как душа, неразделим и вечен…»
Вы сегодня будете петь гимн Клуба. Считайте, что и я пою вместе с вами.
Видеообращение записано в г. Кёльне, Германия
Ноябрь 2001
Поздравление с 40-летием клуба «Алые паруса»
Стенограмма видеозаписи
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №1)
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №2)
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №3)
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №4)
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №5)
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №6)
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №7)
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №8)
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №9)
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №10)
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №11)
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №12)
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №13)
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №14)
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №15)
Интервью с сестрами Рождественскими (по частям - №16)
Исследование было проведено 6-1 классом в 2018 году
Руководители группы:
Филатов Е.К.
Селиванова И.В.
В материалах исследования...
Фотографии: полностью соответствуют положению (более 50)
Текст: имеются только материалы из книг и найденных рассказов
Интервью (не обязательно): полная съемка встречи класса с интервьюируемыми
Фильм (по желанию): есть, отличного качества (5/5)
Недостатки
— Подбор материала (критично).
— Отсутствие текста-связки, содержащего нарезку наиболее необходимых фрагментов из найденных документов и отрывков книг (критично).
Достоинства
— Наличие самых разных материалов, например множества фотографий от отсканированных черно-белых до сделанных во время интервью, упрощающих задачу оформления текста.
— (дополнительно) Выпуск газеты «Формула» с использованием деталей из проделанного исследования.


Made on
Tilda